Горячая линия

8 (846) 212-94-44

Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями граждан и организаций
 

Вопросы и ответы

Прослушать

Каковы основные причины установления инвалидности?

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95(в ред.26.11.2020) «О порядке и условиях признания лица инвалидом основными причинами установления инвалидности является:

а) общее заболевание;

б) трудовое увечье;

в) профессиональное заболевание;

г) инвалидность с детства;

д) инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;

е) военная травма;

ж) заболевание получено в период военной службы;

з) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

и) заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

к) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

л) заболевание связано с аварией на производственном объединении "Маяк";

м) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении "Маяк";

н) заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;

о) заболевание радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;

п) заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий; п(1)) инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан;

р) иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

 

Какой порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу (далее МСЭ)?

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина. Медицинская организация направляет гражданина на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В направлении (форма 088/у) указывается данные о состоянии здоровья, отражающие степень нарушений функций органов и систем, результаты медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболеваний в целях проведения МСЭ, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. Направление в течение 3 рабочих дней со дня его оформления передается в Главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБ МСЭ).

 

Куда можно обратиться в случае несогласии с решением бюро?

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании заявления, поданного в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Главное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решение Главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Что делать, если медицинская организация не выдает направление на МСЭ?

  В случае, если медицинская организация, либо орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

 

В каких случаях пишется заявление гражданином на оказание услуги по проведению МСЭ?

Согласно приказу Минтруда России № 979н от 30.12.2020 заявление пишется в случаях, если целями услуги является:

- обжалование решения бюро (экспертного состава)

- определение причины смерти инвалида

- выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах

- выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах

- внесение исправлений в ИПРА, ПРП в связи с изменением персональных данных инвалида, уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий, а так же в целях устранения технических ошибок

- установление причины инвалидности

- выдача копии акта и протокола

Электронные заявления могут быть направлены с использованием Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

 

Какие документы необходимы для получения новой справки об инвалидности, если гражданин сменил фамилию?

Для получения новой справки (при изменении фамилии в связи со вступлением в брак или иными причинами) - достаточно представить на МСЭ следующие документы:

1.Паспорт.

2.Старую справку об инвалидности.

3.Свидетельство о браке (изменении фамилии).

4.Заявление на имя руководителя бюро МСЭ - с просьбой выписать Вам новую справку - в связи с изменением фамилии

Выдача новой справки при изменении фамилии в связи со вступлением в брак (или иными причинами) возможна ТОЛЬКО при условии, что в распоряжении бюро МСЭ будет иметься акт освидетельствования, на основании которого была выписана справка на "старую" фамилию.

Если этот акт освидетельствования не сохранился, то в этом случае бюро МСЭ не имеет права выписывать новую справку (с новой фамилией).

Срок хранения актов освидетельствования в бюро МСЭ с 14.06.2021г. составляет 50 лет.

В случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина, признанного инвалидом, по его заявлению (заявлению его законного представителя) федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по месту жительства, на основании акта освидетельствования, в соответствии с которым ему была установлена инвалидность, выдается новая справка.

В случае - если акт освидетельствования в бюро МСЭ - не сохранился, то есть только 2 варианта решения вопроса:

1.Инвалид пользуется старой справкой, но при необходимости - предъявляет свидетельство о заключении брака (изменении фамилии);

2.Инвалид обращается в суд - и при наличии решения суда, обязывающего бюро МСЭ выписать ему новую справку на новую фамилию - эту справку ему в бюро МСЭ - выпишут (на основании судебного решения).

 

Какие необходимы предоставить документы для проведения МСЭ?

Для проведения МСЭ гражданин предоставляет следующие документы:

- направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения, или справка врачебной комиссии в случаях отказа в направлении гражданина на МСЭ;

- документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ);

- медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационара, результаты диагностических исследований);

 - СНИЛС;

- документы об образовании;

- трудовая книжка (копия);

- производственная характеристика;

- педагогическая характеристика на ребенка;

Лица, пострадавшие в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, также предоставляют

- акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 или Акт о профессиональном заболевании;

- заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего;

- заключение врачебной комиссии о нуждаемости в медицинской реабилитации

При необходимости дополнительно предоставляются:

- документы, подтверждающие статус законного представителя;

- медицинское заключение о невозможности явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья;

- справка об инвалидности (справка о результатах степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах);

ПРП с отметкой о выполнении.

 

Какие документы должен получить пациент в случае признания инвалидом?

В соответствии с приказом Минтруда России от 30.12.2020 №979 «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных учреждений МСЭ» в случае признания гражданина инвалидом гражданину выдается  - справка , подтверждающая факт установления инвалидности(розового цвета).

Справка об инвалидности подписывается руководителем бюро(главного бюро) или уполномоченным им должностным лицом, заверяется печатью и может быть выдана на руки или отправлена получателю услуги по проведению МСЭ заказным почтовым отправлением.

ИПРА с 01.01.2021года формируется только в форме электронного документа и по желанию получателя услуги может быть представлена ему на бумажном носителе, либо  отправлена получателю услуги по проведению МСЭ заказным почтовым отправлением.

- гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и

признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляется в листке нетрудоспособности.

 

Каков порядок обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации?

Бюро МСЭ включают в ИПРА ТСР по двум перечням: федеральному и региональным. Для включения в ИПРА конкретного наименования ТСР необходимо одновременное выполнение следующих условий:

- Наличие соответствующего наименования ТСР в Приказе Минтруда от 05.03.2021 № 106н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (федеральный перечень) либо в постановлении Правительства Самарской области от 03.11.2017 №700 «О предоставление вспомогательных ТСР, выдаваемых инвалидом Самарской области бесплатно за счет средств областного бюджета» (региональный перечень)

- Наличие показаний для обеспечения инвалида ТСР в рамках ИПРА.

- Отсутствие противопоказаний для обеспечения инвалида ТСР в рамках ИПРА.

- Наличие у больного стойких ОЖД в одной или нескольких категориях, для компенсации или устранения которых требуется использование данного наименования ТСР.

Обеспечение ТСР и оказание услуг по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду, возможно за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Возможно также обеспечение детей-инвалидов ТСР либо товарами и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции их в общество.

 

Можно ли внести изменения в ИПРА?

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) разрабатывается в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017г. №486н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и их форм». В соответствии с п.9 данного нормативного документа при необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида). Для решения поставленного вопроса необходимо обратиться к председателю врачебной комиссии медицинской организации по месту жительства для оформления направления на медико-социальную экспертизу с последующим освидетельствованием в бюро медико-социальной экспертизы с целью разработки ИПРА.

 

Задать вопрос

Введите код на изображении *